Prodigital, #5/2006, с.26-27
![]() |
Кэти Лисзка, профессор
Университета г. Акрон (США):
|
- Хотелось бы узнать Ваше мнение о Российских студентах, как Вы оцениваете их уровень подготовки, их профессиональные качества?
- К сожалению, я была у вас не долго, и не могу сказать что-то конкретное. Дело в том, я общалась и работала лишь с очень небольшой группой студентов этой кафедры, но именно эти студенты показались мне очень хорошо подготовленными.
- Хорошо, а что Вы можете сказать о преподавательском составе?
О преподавателях я могу сказать только хорошее. За то малое время, которое я провела здесь, я убедилась что у Вас работают отличные специалисты, знающие и любящие свое дело.
- Если
сравнить программу обучения в ЮУрГУ и Вашем университете, что общего есть у них и какие отличия?- Сам учебный материал, который получают студенты, очень похож. Я, конечно, точно не знаю, как обычно у вас проводятся лекции, как работают преподаватели в России, но мне кажется, что есть разница именно в самом механизме преподавания. У нас в США нет такого понятия как группы. В нашем университете каждый студент создает свое расписание по каждому предмету на семестр, а четко сформированных и постоянных групп у нас нет.
- Существует мнение, что в США идет узкая специализация при подготовке специалистов, в то время как в России идет более «широкая» подготовка. Вы с этим согласны?
- Нет. У нас более половины изучаемых дисциплин - общие предметы, никак не связанные со специальностью. И, как я уже говорила, сам учебный материал очень похож.
- Как давно Вы сотрудничаете с Россией?
- Это моя первая командировка к вам. До этого я в течение девяти месяцев общалась через электронную почту. Я тщательно готовилась к приезду, и прочитала много информации о ЮУрГУ, о Соколинском Леониде Борисовиче, о его работах, исследованиях.
- Как я понял, Ваша командировка подошла к концу. Вы остались довольны совместной работой?
- Да, я довольна результатом. Все здесь ко мне относились очень хорошо и дружелюбно. Мне очень понравилось у Вас.
- Возможен ли приезд наших преподавателей в США по подобной схеме?
Да, такая возможность, конечно же, существует. В моем родном университете она обсуждается сейчас, и обсуждалась еще до моей поездки, и, думаю, что скоро мы будем встречать Вашего преподавателя.
- Не могли бы Вы рассказать о том, каких специалистов в большей мере готовит Ваш ВУЗ?
- Основная специализация и самая известная программа обучения нашего университета - это специализация на разработки и создание различных пластиковых, полимерных материалов, это химия. И еще очень хорошая база для подготовки инженеров.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе, Ваших проектах.
Моя главная специальность - это параллельные алгоритмы. И в последнее время я начала заниматься мобильными и беспроводными вычислениями. Я сейчас веду исследования с датчиками, которые используются в медицине. Это интеллектуальные датчики, маленькие компьютеры, которые прикрепляются прямо на тело.
- Специалисты из России у Вас востребованы?
Любые хорошие люди из любых хороших университетов востребованы в Соединенных Штатах. И то, из какой они страны, для нас не имеет значения. В нашем университете, в частности, есть русские преподаватели. Есть один физик, один в программе по созданию пластиковых материалов, и один математик.
- А такой аспект, как языковой барьер, у преподавателей из России существует, когда они приезжают к Вам? Как долго он преодолевается?
- Я знаю двух из трех наших русских преподавателей. Один из них мне помогал изучать русский язык еще до моего приезда к Вам, и немного рассказывал о языковой проблеме. Когда он начал у нас преподавать, он знал английский язык, но, как оказалось, слабо. И через некоторое время его знания существенно улучшились. А вообще он уже 10 лет работает в США. Сейчас уже с общением и пониманием нет проблем. И о всех трех русских преподавателях в нашем университете мнение очень высокое. Их очень ценим и уважаем.
- У нас распространено явление, что после окончания учебы молодой специалист не приспособлен к реальной работе. И поэтому иногда возникают сложности с трудоустройством. Существует ли подобная проблема в Вашем университете?
- Наши студенты после окончания учебы очень быстро находят работу. Они у нас хорошо подготовлены, успешно устраиваются на работу и хорошо и качественно в дальнейшем работают. Университет поддерживает очень тесные связи с разными компаниями коммерческой сферы, и мы можем приспосабливать образовательную программу под запросы этих организаций, так что студент будет получать более точные знания в нужной для компании сфере. Но мы всегда сохраняем основы образования. И еще есть у нас такое понятие, на подобии вашей «производственной практики», но не совсем. Просто студент в университете может оставаться дополнительный год, и как часть этой программы он работает. Но на работу он устраивается ни как полноценный сотрудник, а как студент. Но это более интенсивно и масштабнее, нежели «производственная практика». И эта программа еще не является обязательной.
- А сами IT компании участвуют у Вас в подготовке студентов? Возможно, читают лекции специалисты компаний, проводят курсы?
- Лекции в университете они не читают. Но когда человек устраивается прямо из университета на работу, то тогда он проходит определенный тренировочный курс. И каждая компания имеет свои программы для подготовки специалиста, для обучения его работе в своей специфике, которая требуются именно в этой компании. Студенты, которые пройдут эту программу в этой компании, очень востребованы. И они очень быстро устраиваются на работу в эту компанию.
- В вашем университете обучаются студенты преимущественно из США или же из других стран тоже?
- В нашей программе на уровне бакалавра в основном студенты из Соединенных Штатов. А уже на уровне магистра у нас очень много студентов из разных стран. Они изначально оканчивают свой университет, а потом хотят продолжить обучение у нас.